
О чем «Чайный Канон»
Автор предупреждает: «если долго пить чай – окрылишься», ведь для него это не просто напиток, но объект духовной практики.
В трактате впервые системно описано чайное действо, содержится комплекс знаний о выращивании, обработке и регионах произрастания чая, инструментах и технике чайной церемонии, а также о традициях чаепития в Китае.
По сей день книга служит проводником к систематизации знаний, которые помогают понять – почему чай такой разный и ценный.
Кто такой Лу Юй
В VIII веке в Китае правила династия Тан. Это расцвет культуры, живописи, ремёсел – благодатная эпоха, в которую появился на свет Лу Юй. Он не знал своих родителей. Его подобрали буддийские монахи и вырастили в монастыре.
К восьми годам Лу Юй уже умел варить чай. В те времена процесс происходил иначе, чем сейчас: заварку измельчали в порошок. Пили чай активно, особенно перед долгими буддийскими практиками.
В 11 лет мальчик покинул монастырь и присоединился к труппе бродячих артистов. Он видел, как живут разные слои населения, наблюдал традиции и разные способы приготовления чая. Изучил «Пятиканонье», то есть мог бы сдать экзамен, чтобы стать чиновником.
Но тяга к науке была сильнее карьерных перспектив. Лу Юй не служил ни при одном дворе. Он осел в провинции Хань Чжоу и стал структурировать информацию, которую накопил. К тому времени он уже написал отдельный труд, посвящённый добыче питьевой воды.
Чайный канон – это серьёзное системное исследование, по объёму равное работам, которые в наши дни выполняют целые команды в научных институтах. Над ним Лу Юй трудился 12 лет. А затем ещё несколько лет писал фактические комментарии к трактату.
До конца дней учёный вёл отшельнический образ жизни. В Китае он почитается чайным святым – эдаким признанным общественным деятелем. Его изображения и фигурки часто можно заметить в чайных домах и клубах.
«Чайный Канон»: краткое содержание
Трактат переведён на русский язык. Его без особо труда можно найти в интернете. Однако, как любой научный труд (тем более древний), он сложен для восприятия даже с комментариями переводчиков.
Чтобы вам не пришлось продираться сквозь три тома и десять глав, выделим основные тезисы.
Глава 1. Истоки
Автор повествует об истории чая, его географических и ботанических особенностях. Именно благодаря Лу Юю иероглиф чая прочно вошёл в обиход. В главе перечислены все названия чая, существующие на тот момент: ча, цзя, шэ, мин, чуань.
Выводы о закономерностях выращивания чая, которые сделал Лу Юй, на сегодняшний день подтверждены учеными и многовековым опытом фермеров. Лучшая почва для чая – раскрошившиеся камни, средняя – каменистая почва, худшая – жёлтая земля (суглинистая с плохой проницаемостью). Дикорастущий чай в высокогорье и туманности лучше садового (плантационного).
Из текста мы узнаем, что в эпоху династии Тан ценили терпкий и горький вкус, который давали красно-коричневые почки.
Глава 2. Инструменты
Воспользовавшись рекомендациями Лу Юя, каждый мог выбрать принадлежности для хранения и приготовления чая.
Сам набор нехитрый: корзина для сбора листьев, печь, котёл, чан, корзина и палка для перемешивания чая; песты и ступы для перетирания чая; стол, покрывала, формы и подстилка для формирования чайных куличиков; шило, шипы, яма для просушки, жерди и рамы для дальнейшей сушки, короб для хранения заварки, защищающий от влаги.
Глава 3. Изготовление
Чай в средневековом Китае и чай сейчас – два разных продукта. Листья тогда собирали, пропаривали, клали в каменную ступу и каменным пестом перетирали в кашу. Затем лепили куличики, сушили – чай готов.
Лу Юй дал чёткие рекомендации, как отличить плохой чай от хорошего. Звучат они поэтично.
Лучший чай по форме может быть таким:
подобен сапогам варваров – с поверхностью в морщинах и складках;
подобен подгрудку дикого вола – края складок ровные;
похож на выплывающие из-за гор облака – с поверхностью в круглых изгибах;
напоминает воду, тронутую лёгким порывом ветра – с волнистой поверхностью;
подобен только что вспаханной земле, по которой бегут ручьи от сильного дождя.
Худший чай Лу Юй называл «больным и старым»:
напоминает решето – побеги и ветки твёрдые, их трудно пропаривать и перетирать;
подобен лотосам, покрытым инеем – стебли и листья вялые, порченые, форма выглядит вымученной.
Автор перечисляет и более понятные для современного человека критерии качества: блеск и его отсутствие, тёмный цвет и жёлтый цвет.
Глава 4. Утварь
Посуды для приготовления и подачи чая в прошлом было немало. Лу Юй называет 24 предмета. Это жаровня, чашки, короба для хранения утвари, корзины, черпаки, бадьи, тазы и так далее.
Автор советует использовать чистую посуду, без запаха рыбы и баранины. Такова была реальность в восьмом веке.
Глава 5. Варка чая
Именно из этой главы мы подробно узнаем, как правильно заваривать чай по знаменитому методу Лу Юя.
Краткая последовательность действий
Прогреть плитку на огне несколько раз. Растереть чай в тёрке до состояния мелкого риса.
Подготовить воду. Конечно же, чистую, без тины. В идеале – талый снег.
Когда вода закипает, забросить чай, долить ещё воды.
Снять котёл с огня и перелить в другую ёмкость.
Разлить по пиалам 100-150 мл.
Выпить за раз.
Личная любовь Лу Юя – это чайная пенка. Важно помнить, что речь идёт о чае, перетёртом в порошок.
Цитаты про варку чая из «Чайного Канона»
«Когда пузырьки в кипящей воде подобны рыбьим глазам и есть тихий звук – это первое кипение. Когда по краям вода кипит подобно бьющим родникам в виде связок жемчуга – это второе кипение. Когда вода кипит как бурлящие волны, а звук подобен бьющимся валам – это третье кипение. Достигнув вершины кипения, вода становится старой, её уже пить нельзя».
«Чай по характеру своему скромен, не стоит заваривать в большом количестве, а то он станет блеклым и пресным… Если когда глотаешь – горек, а в горле сладок, то это чай».
Глава 6. Питие
Писатель рассказывает, что обычай употреблять чай расцвёл при правящей династии (Тан, VI-IX вв), что он «полился потоком», «стал напитком каждого дома». Но, по мнению Лу Юя, пили чай его современники неправильно: добавляли лук и специи. Автор агитирует за самобытность напитка.
Глава 7. Труды
Глава, из которой мы понимаем, какую титаническую работу проделал учёный. Здесь есть ссылки на огромное количество текстов, датируемых от IV века: базовая информация, информация о пользе и культуре потребления чая, рецепты, сведения о том, как чай стал подношением, даосские труды и сказки, чай в документах чиновников.
Глава 8. Произрастание
Перечислены места произрастания чая в VIII веке. На современной карте это провинции Хубэй, Хунань, Сычуань, Шэньси, Хэнань, Аньхой, Цзянсу, Чжэцзян, Цзянси, Ибинь, Гуйчжоу, Гуандун, Фуцзянь, Гуанси. Лу Юй лично посетил большую часть этих мест, видел плантации, процесс изготовления. Чай пробовал отовсюду и описывал, какой хороший, а какой нет.
Глава 9. Упрощения
Автор не ратует за чайную церемонию ради церемонии. Он говорит, что упрощения возможны в случаях, если вы в дороге или готовите чай не дома. В главе есть советы и лайфхаки: что убрать из утвари, что на что заменить.
Глава 10. Схема
Лу Юй призывает выучить его «Канон чая»! Скопировать все девять предыдущих глав на тканевые полотна и «вывесить по сторонам от сидения». Видимо, речь идёт про чайную комнату. По словам исследователя, «Чайный Канон» будет доведён до совершенства именно запоминанием его.
Действительно ли в наши дни мы завариваем чай так же, как в эпоху династии Тан?
В 90-х годах вместе со шквалом иностранных товаров в Россию проник и разный вкусный чай. Появилось много информации о нем.
Прижился взгляд на китайскую культуру через призму российского мироощущения: «Забыть о том, что за окном, подумать о себе, пофилософствовать». Может быть, именно поэтому варка чая на открытом огне по методу Лу Юя обрела популярность, ведь это маленькое завораживающее действо, призывающее сконцентрироваться на кипении воды.
Естественно, воспроизвести средневековый процесс варки чая точь-в-точь невозможно, но максимально приблизиться – вполне.
Напомним, что Лу Юй – воспитанник буддистов, ставший отшельником. Он пропагандировал уход от избыточного изобилия к простоте, скромности и добродетелям, а чай может стать помощником для встающих на сей путь.
Вероятно, по этой причине Лу Юя назвали чайным богом, а его труд, даже спустя века, по-прежнему важен и нужен.